четверг, 7 ноября 2024 г.

К нам Лермонтов сходит, презрев времена

  

 Библиотека - филиал х. Перевальный в октябре приняла участие в Онлайн-конкурсе «К нам Лермонтов сходит, презрев времена», приуроченный к 210-летию со дня рождения великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, проводился в рамках блока тематических мероприятий, посвящённых юбилею поэта.

    Конкурсная работа это литературный отзыв на любое прочитанное произведение М. Ю. Лермонтова.

  Учредителем Конкурса является МБУК «Централизованная библиотечная система» Минераловодского муниципального округа, организатором – Справочно-информационно-библиографический отдел Центральной городской библиотеки им. Р. Н. Котовской.

Михаил Юрьевич Лермонтов  - один из самых любимых мной русских  писателей. Лиричное стихотворение «Парус»  полюбилось мне со школьных лет.  Написано оно в 1832 году. Тогда будущему великому поэту было лишь 18 лет, и он отчаянно искал свою дорогу в жизни. Стать петербургским студентом у Миши не получилось, и  в мрачном настроении он пишет письмо Варваре Александровне Лопухиной .С ней он дружил и в неё был влюблён. К своему посланию Лермонтов прилагает стихотворение «Парус», которое, по его словам, написано «на берегу моря». Гениальный поэт всего лишь в трех четверостишиях в полной мере передал сомнения своей метущейся души, находящейся на распутье.

«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!.»
С первых же строк моё внимание приковано к белой точке в бескрайнем голубом море. Лермонтов будто бы рисует картину, которую любой может представить себе, даже не закрывая глаз.
Антитеза или противопоставление – один из самых любимых поэтических инструментов Михаила Юрьевича, и уже в своей ранней лирике он использует его на славу.  После яркой картинки и противопоставления Моря и Паруса следуют размышления поэта:
«Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..»
 Первые строки у Лермонтова рисуют картинку, а далее поэт высказывает свои мысли. Вопросы, которые он поднимает в первом четверостишии «Паруса» явно носят риторический характер. Умом на эти вопросы явно не ответить, и так мы начинаем понимать, что душа поэта находится в смятении и замешательстве.
«Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...»
Вновь Лермонтов рисует перед нами картину. На этот раз разыгравшейся стихии. Если в первых строках парус «белеет» на фоне «голубого» моря, то в этом кадре ситуация кардинально меняется. При этом картинка как бы «оживает», теперь мы еще и слышим, как «скрыпит» мачта паруса.
«Увы,- он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»
 Восклицание «Увы, » говорит о том, что самого поэта несколько разочаровывает такая ситуация, и ему самому хотелось бы совсем другой истории.
Но парус победил стихию, и теперь вновь спокойно качается на волнах. «Струя лазури» и «луч солнца золотой» как бы указывают и освещают ему путь.
«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
В последних строках «Паруса» Лермонтов отвергает помощь солнца и лазури. И заканчивает свое произведение сочетанием противоречий, ведь «спокойных» бурь попросту не бывает. Здесь мы видим яркий пример того, когда оксюморон служит не для того, чтобы показать комизм ситуации, а, напротив, говорит о трагедии жизни главного героя. Как видим, Лермонтов, яркий поклонник романтизма в свои юные годы, использовал  в одном стихотворении разные приемы для достижения максимального эффекта отстраненности от мира. Кажущаяся простота «Паруса» Лермонтова завораживает нас, его потомков.


Комментариев нет:

Отправить комментарий